Фильмография

Назначение фильмографии – двоякое. С одной стороны – знакомство со знаменитыми кинофильмами, затрагивающими острые этические вопросы. С другой – ознакомление конкурсантов с возможным материалом конкурсных заданий. Это фильмы о школе, семье, обществе, мироздании. Точнее сказать, они о ценностях, которые делают людей людьми. Желаем Вам внимательного просмотра!

С. Люмет «12 разгневанных мужчин» – фильм о том, как судят подростка-эмигранта. Своего рода презентация института присяжных в США. Этот фильм поможет сформировать более полное представление о путях поиска справедливости, о границах закона, о том, как право влияет на общественную этику.

С. Михалков «12» – ремейк фильма Люмета и спор с ним. Главная тема – парадоксы правового сознания в России. Этот фильм будет важен для возможного разговора о нравственности и праве в современной России. А также о том, как важен настоящий поступок.

В. Абдрашитов «Остановился поезд» – фильм о несчастном случае, произошедшем из-за халатности и нежелания людей разбираться в причинах произошедшего. Это история о противостоянии воли и инертности. И это еще один взгляд на право и нравственность в России, по сравнению.

П. Уир «Общество мёртвых поэтов» – фильм о педагоге-бунтаре в закрытой элитной американской школе. И ещё – о том, как жизненно необходим диалог педагогов и родителей. Этот фильм можно обсудить с детьми и поговорить об ответственности в профессии педагога.

Д. Асанова «Ключ без права передачи» – фильм о яркой учительнице, нарушившей этические правила школы. А ещё – о рутине и творчестве в школе. Как и «Общество мёртвых поэтов», этот фильм подойдёт для обсуждения с детской аудиторией. Он позволит поговорить об этике во взаимоотношениях педагога и ребёнка.

Д. Ганзель «Эксперимент 2. Волна» – фильм о блестящем способе объяснения и опасности социальных экспериментов. Об опасности диктаторских наклонностей, о соблазне идеи избранности, об эффективном командообразовании. Как и фильмы Уира и Асановой, «Волну» стоит обсудить с детской аудиторией.

Ф. Вебер «Игрушка» – фильм о ребёнке, усомнившемся во всемогущем отце и нашедшем нечаянного друга. А ещё – о всесилии денег. Фильм может стать замечательным предметом дискуссии, посвящённой взаимоотношениям детей, родителей, авторитетных педагогов, о сложностях и противоречиях в этих отношениях.

Л. Висконти «Самая красивая» фильм о женщине, пытающейся сделать свою маленькую дочь кинозвездой. Сталкиваясь с человеческим равнодушием и чёрствостью, главная героиня постепенно осознаёт, что может погубить свою дочь и отказывается от своего замысла в тот момент, когда, кажется, цель достигнута.

А. Звягинцев «Возвращение» – фильм о суровости отца и отцеборстве сына. У истории есть измерение религиозной притчи. Фильм можно обсудить с детской аудиторией и задуматься внутри этого обсуждения о том, как необычно могут сочетаться близость и отчуждённость детей и родителей.

А. Киаростами «Десять» – фильм о положении женщины в современном иранском обществе. Снят как десять диалогов владелицы машины с её попутчиками. Обсуждение этого фильма педагогом и детьми может затронуть тему противостояния традиционного воспитания.

Р. Бентон «Крамер против Крамера» – фильм о положении женщины в Америке 1970-х. И о жестокости судопроизводства. Фильм Бентона можно и нужно обсуждать с детской аудиторией, затрагивая темы ответственности родителей по отношению к детям и друг к другу.

Т. Малик «Древо жизни» – фильм о кризисах семьи и их религиозной интерпретации.

И ещё – о восприятии чудесного в детстве. Дискуссия о том, как ребёнок воспринимает личности родителей и связанные с ними нравственные миры даёт возможность поразмышлять о сложности детского взгляда на мир, буквально «м и р о-в о з з р е н и я».

И. Сабо «Мнения сторон» – фильм о травме войны, об ответственности художника и проблеме компетентности и правомочности суда. А ещё – о природе музыки. Этот фильм следует обсуждать, предварительно прослушав музыкальные произведения в исполнении Фуртвенглера. Соотнесение личных музыкальных впечатлений с острыми этическими дилеммами придаст особую полноту разговору.

Г. Райзман «А если это любовь?» – фильм о влюблённых старшеклассниках. Все вокруг не знают, как правильно говорить с ними об отношениях и не понимают, как верно сказать об их отношениях. Нет сомнений только у грубой матери девушки и у жестокой учительницы немецкого. Даже сами герои в итоге не знают, что делать со своим чувством. Яснее всего они чувствуют себя в заброшенной церкви.

С. Косовалич «В ожидании чуда»история математически одарённого подростка, попытавшегося разрешить сложнейшую теорему Ферма. По пути в Москву к профессорам экспертам герой попадает в множество историй. У него появятся настоящие друзья, которые поддержат его в час испытаний.

 

Документальное кино

«Атом» Д. Аль-Халили – фильм об истории исследований атома в ХХ веке. О том, как устроен атом и, следовательно, всё вокруг. Настоящее «очевидное невероятное». Увлекательно, как детектив. Просмотр этого фильма с детской аудиторией и последующее обсуждение может натолкнуть на самые неожиданные соображения. Наука, которая имеет дело с неизведанным и таинственным – разговор о возможности чуда. Иной нежели в случае со «Сталкером», но не менее захватывающий.

К. Нуридзани, М. Перенну «Микрокосмос» – фильм об одном дне из жизни разнообразных насекомых на лесной поляне. Режиссёры придумывают десятки способов, как с помощью разных приёмов съёмки «очеловечить» муравьёв, улиток, жуков, бабочек, пауков. Микрокосмос – фильм о внимании к мельчайшим формам жизни, о способности чувствовать красоту, об ответственности человека.

«Российская империя» Л. Парфёнов – документальный сериал к 300-летию Петербурга. Увлекательный рассказ о величии и трагедии империи. Масса интереснейших исторических деталей, позволяющих по-новому посмотреть на современную Россию. Фильм Парфёнова – история формирования самых разных ценностей в России: политических, моральных, повседневных. Интересно обсудить с детской аудиторией, что именно вызывает их гордость за прошлое страны.

«Сегодня премьера» С. Аранович – фильм о подготовке спектакля по «Трём сёстрам» Чехова Георгием Товстоноговым в БДТ. Захватывающий рассказ о творческом процессе. Яркий показ высокой режиссёрской педагогики. Фильм Арановича – история создания театрального шедевра. Обсуждение этого процесса может натолкнуть на мысли о создании собственного продукта, о необходимости задействовать разные силы и возможности.

«Прогулки с Бродским» Е. Якович, А. Шишков – фильм о прогулках и разговорах Иосифа Бродского и Евгения Рейна в Венеции. Время и пространство, любовь и творчество, Россия и мир. Всему находится место в диалоге поэтов. Разговор о поэзии и времени обостряет этические вопросы повседневной жизни человека. Об этом имеет смысл прочитать Нобелевскую лекцию Бродского, прежде, чем смотреть и обсуждать фильм.

Скачать презентацию: Синематека