Положение Конкурса «Сердце отдаю детям» 2022
Итоговый протокол конкурса – 2021
Список документов для ознакомления с регламентом проведения конкурса 2021:
Положение Конкурса «Сердце отдаю детям» 2021
Основные понятия, применяемые в процессе организации и проведения Конкурса
Перечень нормативно-правовых документов для подготовки к Конкурсу
Согласие на ОПД. Инструкция для участников
Согласие на ОПД, разрешенных для распространения (лица с 14 лет)
Методический акселератор конкурсных технологий профессионального развития педагогов дополнительного образования:
Сборник методических разработок содержания конкурсных испытаний Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» – январь, 2020
Список материалов, рекомендуемый для участников Конкурса:
- БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ГЛОБАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ГЛОБАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА –Краткое изложение результатов
- Доклад о мировом развитии 2018 – ОБУЧЕНИЕ для реализации образовательных перспектив – Группа Всемирного Банка
- ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ЕДИНОЕ И МНОГООБРАЗНОЕ – РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ СЕРИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ МОНОГРАФИЙ. Основана в 2018 г. Научные редакторы серии Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин
- МЕДИЙНЫЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА ДВУХТЫСЯЧНЫХ ГОДОВ – МЕДИЙНЫЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА ДВУХТЫСЯЧНЫХ ГОДОВ. Пособие / С. Б. Цымбаленко – М.: ООДО «Лига юных журналистов», 2018. – 72 с.
- МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – Межрегиональная дифференциация развития школьного образования / С. И. Заир-Бек, Е. В. Зинюхина, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Факты образования № 4(19)).
- НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КРУЖКИ В ЭКОСИСТЕМЕ ПРАКТИК БУДУЩЕГО – Авторы-составители: АЛЕКСЕЙ ФЕДОСЕЕВ, АНДРЕЙ АНДРЮШКОВ, ЮРИЙ МОЛОДЫХ, МАРИЯ РАЧИНСКАЯ, АННА КОНОВАЛЕНКО
- Российское образование в контексте индекса человеческого капитала – Бюллетень о сфере образования – декабрь 2018
- Образование для сложного общества – «Образовательные экосистемы для общественной трансформации». Доклад Global Education Futures . «Образование для сложного мира: зачем, чему и как». Доклад о форуме Global Education Leaders’ Partnership Moscow
- Равенство образовательных возможностей в Российской Федерации – Глобальная практика Всемирного банка по вопросам образования: Доклад P164840
- «Развитие образования» – КОНЦЕПЦИЯ национального проекта «Развитие образования»
Список литературы и кинофильмов, рекомендуемый для участников Конкурса:
ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Цель предлагаемого списка – расширение мировоззренческого и информационного горизонта конкурсантов. Конкурсные испытания подразумевают широту и открытость мышления в решении предлагаемых педагогических ситуаций и проблем. Это выражается в способности понимать суть конкурсных заданий в соотнесении с различными контекстами. Например, увидеть физико-биологический или социально-экономический аспект педагогической ситуации (ещё конкретнее: межличностный или межгрупповой конфликт школьников как проявление физического закона или социально-экономической проблемы). Такое умение делает мышление более гибким, учит сопряжению разных идей и образов, со-ображению. Современный педагог не может позволить себе замкнуться только в своём предмете. Он обогащается, присваивая плоды разных информационных полей.
№ п/п | Наименование | Аннотация |
1 | У. Эко «Пять эссе на темы этики» глава «Когда на смену приходит другой» (10 с.) | Книга У. Эко о конфликтах в современном пространстве политики и медиа.
Эко – историк, филолог, писатель. Он знает больше других о меняющихся ценностях. И best essay writing service показывает, как, несмотря на это, потребность в этических ориентирах сегодня сильна как никогда. Текст У. Эко – урок понимания тех, кто не похож на нас и с кем мы сосуществуем. |
2 | С. Аверинцев «Связь времён» статья «Преодоление тоталитаризма как проблема: попытка ориентации» (5 с.) | Статья С. Аверинцева ставит вопрос об утопическом, не критическом восприятии мира как одной из основных проблем отечественной истории. С. Аверинцев – филолог и переводчик. Знаток Библии и античности. Его текст – урок понимания современной культуры и пример очень ясной, связной и артикулированной русской речи. |
3 | М. Гаспаров «Занимательная Греция» глава «Кто не был в Афинах, тот чурбан» (55 с.) | Книга М. Гаспарова – о начале европейской цивилизации. Древние греки придумали политику (демократию и олигархию), искусство (лирику и театр), науку (число и атом). Исследователь очень доступно рассказывает об этом, обращая наше внимание на то, как в современной жизни откликается мудрость древних. Каждая страница М. Гаспарова – образец риторики. Презентации надо делать именно в таком стиле |
4 | Ю. Лотман «Беседы о русской культуре» глава «Декабрист в повседневной жизни» | Книга Ю. Лотмана посвящена дворянской культуре 18-19 веков. В особенности пушкинской эпохе. Исследователь показывает, как образованные люди этого времени привносили в повседневность элементы игры, как они понимали жизнь на фоне литературы, совершали поступки по аналогии с литературными героями. Лотман исследует то, как на человека влияют знаки, как люди украшают свою жизнь. |
5 | Н. Талеб «Чёрный лебедь» главы «О птичьем оперении», «Анти-библиотека Умберто Эко или о поиске подтверждений», «Годы учения эмпирика-скептика» (50 с.) | Книга Н. Талеба посвящена проблеме непредсказуемости в истории, экономике, обыденной жизни, а также способам преодоления инертности, стереотипов сознания. Её нужно прочесть, чтобы задуматься о том, как планировать свою деятельность и сохранять свои ценности в постоянно меняющемся мире. |
6 | А. Аузан «Институциональная экономика для чайников»
главы «Человек» и «Институты» (45 с.) |
Книга А. Аузана – о связи экономики, психологии, системы ценностей и о том, как важны институты (общественные установления). Исследователь показывает, что определяет наши выборы в повседневной жизни и чем мы руководствуемся в принятии решений. Эта книга позволяет посмотреть на жизненно важные и касающиеся всех проблемы под необычным углом зрения «институциональной экономики» |
7 | Р. Докинз «Эгоистичный ген» главы «Мемы – новые репликаторы», «Добрые парни финишируют первыми» (60 с.) | Книга Р. Докинза – о генетике, которая влияет на личность и социум. Можно сказать, что это книга столько же о биологии, сколько и об этике. Исследователь анализирует, как в человеческом характере соотносятся эгоизм и альтруизм. Особая тема – потребность человека в заимствовании, присвоении. Р.Докинз даёт возможность подумать о разнице между выживанием и жизнью. |
8 | И. Бродский «Нобелевская лекция 1987 года» | И. Бродский в своей речи – объясняет человеческую потребность в чтении и необходимость обращения к поэзии. Согласно поэту – поэзия особым образом воспитывает личность и защищает сознание от любых форм «промывания мозгов». Его аргументы сильны, а опыт достоверен. К Бродскому стоит прислушаться. |
9 | С. Джобс «Стенфордская речь 2005 года» | С. Джобс в своей речи делится опытом одиночества и общности. И ещё опытом творчества. Продукция Apple изменила мир, изменила стандарты качества и расширила коммуникативные возможности людей. Интересно послушать того, кто всё это затеял. Помимо биографической интриги, эта речь учит искусству рассказывания личной истории. |
10 | О. Сакс «Музыкофилия» часть первая «Преследуемые музыкой» (100 с.) | Книга О.Сакса о музыке и психологии или, можно сказать о психологии музыки. Или даже о музыкальной терапии. Необычный взгляд на то, как мы слушаем и что мы слышим. Её нужно прочесть, чтобы задуматься об устройстве нашего восприятия и о глубоких не осознаваемых вполне человеческих потребностях. |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Цель предлагаемого списка – углубление представлений конкурсантов о профессии.
Конкурсные испытания предполагают углублённое понимание профессии педагога, различных методов и подходов. Эти умения и навыки непосредственно смогут помочь в выполнении конкурсных заданий. Прежде всего, помогут презентовать конкурсантам их профессиональную индивидуальность: построить речь, продумать ритм, почувствовать аудиторию. Но и шире – на стадии подготовки эти материалы позволят задуматься о сходстве различных методов воспитания, мотивации, объяснения. Всего, что составляет понятие профессии педагога. Эти книги помогут педагогу лучше отрефлексировать свою методику и систему своих профессиональных приоритетов, по аналогии с другими профессиональными рефлексиями
№ п/п | Наименование | Аннотация |
1 | М. Кнебель «Поэзия педагогики» глава «Потренировавшись в упражнениях на «общение» (80 с.) | М. Кнебель – знаменитый театральный педагог. Её книга – о разных способах раскрытия актёра, о разных формах коммуникации в театральном искусстве. В предложенном фрагменте – конкретные рекомендации к этюдам, раскрывающие суть актёрской профессии. |
2 | О. Борисов «Без знаков препинания» глава «Девять кирпичиков или «Маленькая иммуносистема»» (25 с.) | О. Борисов – знаменитый театральный и киноактёр, более всего прославившийся ролями в постановках и экранизациях по Достоевскому. В предлагаемом отрывке актёр анализирует разные приёмы построения характера, работу с речью, контакт с аудиторией. Это – сочетание классической русской театральной школы и самой современной. |
3 | И. Ялом «Когда Ницше плакал» | И. Ялом – практикующий психотерапевт и писатель. Роман «Когда Ницше плакал» – увлекательный и наглядный показ работы психотерапевта. Анализ другого как самоанализ, глубокое понимание корней вины и надежды, одиночества и эмпатии делают книгу И. Ялома настоящим учебником ответственной коммуникации. |
4 | Э. Берн «Игры в которые играют люди» часть 1 «Анализ игр» (40 с.) | Э. Берн – практикующий психотерапевт, автор игровой теории коммуникации. Его понимание ролей, с помощью которых взаимодействуют люди – целая эпоха в психотерапии. Теория Берна актуальна и применима в решении самых разных педагогических ситуациях. |
5 | Л. Успенский «Слово о словах. Ты и твоё имя» глава «Ты и твоё имя» (80 с.) | Л. Успенский – классический лингвист. Его книга – о возможностях слова и о действии имени. Предложенный фрагмент позволяет задуматься о том, как мы относимся к имени и как оно относится к нам. Просто и увлекательно автор показывает важность понимания роли имени в жизни человека. |
6 | М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» глава «Ключевые слова эпохи» (60 с.) | М. Кронгауз – современный исследователь языка. Его книга о том, что происходит с русским языком сейчас. Главным образом – о новых возможностях. Книга М. Кронгауза помогает лучше ориентировать в сегодняшних языковых ресурсах и умело строить речь. |
7 | С. Даниэль «Искусство видеть» глава третья «Войти в картину» (35 с.) | С. Даниэль – искусствовед, сотрудник Эрмитажа. Его книга о культуре общения с изобразительным искусством. Шаг за шагом исследователь объясняет алгоритм толкования картины, азбуку профессии художника. Предлагаемый фрагмент – о соотношении границ пространства картины и реальности зрителя. |
8 | П. Волкова «Мост через бездну. Книга первая» глава «Тайна маски» (25 с.) | П. Волкова – искусствовед, специалист по творчеству А. Тарковского. Её книга – об основных темах и символах искусства. Доступно и увлекательно Волкова вводит читателя в мир красоты. Глава о маске – история сложной взаимообусловленности тайного и явного в искусстве. |
9 | Ю. Норштейн «Снег на траве» Первый фрагмент (26 с.) | Ю. Норштейн – знаменитый мультипликатор, автор «Ёжика в тумане». Его книга – откровенный и серьёзный разговор о профессии и призвании. Предлагаемый фрагмент посвящён проблеме отношения мультипликации к другим изобразительным искусствам. Норштейн показывает, как разговор о мультипликации может вырастать в разговор о мировой культуре. Прочитав Норштейна, можно совсем по-новому обсудить мультфильм со школьниками. |
10 | Г. Анфилов «Физика и музыка» глава «Как получается звук» (10 с.) | Г. Анфилов – писатель фантаст и популяризатор науки. Его книга – яркий пример того, как можно сочетать разговор о науке и искусстве. «Физика и музыка» написана живо и увлекательно. В предлагаемом фрагменте говорится об акустике, физике звука и нашем восприятии музыки. Книга Г. Анфилова – хороший контраст и дополнение книги О. Сакса «Музыкофилия» (см. раздел «Глобальный интеллект») |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Цель предлагаемого списка – расширить представления конкурсантов об эмоциональном интеллекте и обратить внимание на то, как важно уравновешивать в педагогической практике ум и сердце. Умение сочувствовать и вчувствоваться, способность понимать и прощать, доверять интуиции, не отказываясь от здравого смысла, рассудка, интеллекта – вот, что даёт педагогу эмоциональный интеллект. Книги, которые мы подобрали, с разных сторон освещают это сложное понятие. Они помогут выяснить связь целеустремлённости, добросердечия и воспитанности и дадут возможность осмысленнее подойти к выполнению заданий конкурса. Сегодняшний мир педагогики – мир ответственных, квалифицированных решений. Эмоциональный интеллект – то, что позволяет управлять процессом воспитания и самовоспитания
№ п/п | Наименование | Аннотация |
1 | Д. Гоулман «Природа эмоционального интеллекта», часть вторая из книги «Эмоциональный интеллект» (150 с.) | Нашумевшая книга американского психолога Д. Гоулмана заставила на многое посмотреть по-новому. Или, можно сказать, многое из того, что мы знали, стало выглядеть чуть иначе. Умение быть тактичным и обходительным или, понимается Гоулманом как «мягкие навыки» (soft skills). Исследователь выясняет, откуда они вырастают и что их обуславливает. Умение управлять эмоциями и не зацикливаться на рациональном и прагматическом взгляде на жизнь – классическое чувство меры, понятое максимально широко и глубоко. |
2 | М. Гаспаров «Занимательная Греция» глава «Мудрецы отвечают на вопросы» (2 с.) | Это – сжатый пересказ М. Гаспаровым сочинения древнегреческого писателя Плутарха «Пир семи мудрецов». Сравните, как говорят о балансе чувств и разума, соотношении частного и общего в межчеловеческих отношениях, современный и древний авторы. Если в презентации своей педагогической деятельности получится использовать их рекомендации, составить конкуренцию вам будет совсем не просто. |
3 | Д. Лихачёв «Письма о добром» | Д. Лихачёв – историк литературы и человек, прошедший сквозь многое. Его книга – о том, как умственная работа может спасти и о том, как важно не очерстветь, живя в жестоком времени. Лихачёв показывает, как важно, открывая для себя мир, открывать и себя миру, быть внимательным к другим людям, жить в гармонии мысли и любви. Каждое письмо имеет название. Каждый может выбрать самое важное для себя. |
4 | В. Розанов «Историческая роль Столыпина» (1 с.) | В. Розанов – знаменитый писатель, философ и журналист начала века. Его статья – по сути некролог Столыпину, убитому в 1911 году. Розанов создаёт портрет достойного государственного мужа. Он показывает, как в Столыпине сочетались стратегическое видение пути России и порядочность, сердечная широта. Это – благодарный текст и он учит благодарному взгляду. |
5 | М. Цветаева «Детям» (1 с.) | Это – небольшая заметка для одного эмигрантского издания достаточно неожиданная для Цветаевой. Интересно видеть, как поэт говорит прозой и как это у него получается. Цветаева объясняет базовые ценности воспитания. Она показывает, как эмоции взаимодействуют с убеждениями, как одно переходит в другое. |
6 | С. Моэм «Театр» | В романе Моэма рассказана история знаменитой театральной актрисы. Её взгляд на жизнь и творчество – блестящий пример эмоционального интеллекта. Как управлять эмоциями, когда всё время приходится проживать чужие жизненные истории? Что остаётся для реальной жизни? В чём смысл творчества? На эти и другие вопросы Моэм остроумно отвечает и даёт нам почувствовать на месте героини, пережить её успех и обрести душевное равновесие. |
7 | Г. Честертон «Летучие звёзды» | Г. Честертон – мастер детектива и саспенса, а ещё католический проповедник.
Используя жанр детектива, он исследует человеческую природу. Его сыщик – католический священник, в котором сочетаются острый интеллект и подлинная доброта. Сочетание того и другого позволяет ему бороться со злом и спасать тех, кто оступился. Обратите внимание на темп и парадоксальность мышления героя. И, конечно, писателя. |
8 | К.С. Льюис «Письма Баламута» | «Письма Баламута» – необычный роман в письмах. Переписываются черти, один из которых наставляет другого, как надо сбивать с пути людей. Это очень необычная трансформация жанра исповеди. Грехи, о которых говорят священник и прихожанин вдруг как будто начинают говорить сами с собой. Это – замечательно тонкий анализ психологии и системы ценностей человека. |
9 | Д. Крюс «Тим Талер или проданный смех» | Д. Крюс написал детскую книжку на недетскую тему: договор с дьяволом. Продан смех. И тут становится понятно, насколько удачен замысел автора. Ведь смех – это одна из самых непосредственных реакций и в то же время глубоко интеллектуальная. Смех делает человека свободным и открывает для него мир общения с другими людьми. |
10 | А. Беляев «Мистер Смех» | А. Беляев – знаменитый советский фантаст. Рассказ «Мистер Смех» посвящен прямо противоположной, по сравнению с Джеймсом Крюсом, особенности смеха. Он может порабощать и терроризировать человека. Насмешка – страшное оружие. Издевательский смех – инструмент травли. Стоит задуматься над интеллектуальной и эмоциональной природой смеха. |
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Назначение фильмографии – двоякое. С одной стороны – знакомство с знаменитыми кинофильмами, затрагивающими острые этические вопросы. С другой – ознакомление конкурсантов с возможным материалом конкурсных заданий. Это фильмы о школе, семье, обществе, мироздании. Точнее сказать, они о ценностях, которые делают людей людьми. Желаем Вам внимательного просмотра!
1 | С. Люмет «12 разгневанных мужчин» | Фильм о том, как судят подростка-эмигранта. Своего рода презентация института присяжных в США. Этот фильм поможет сформировать более полное представление о путях поиска справедливости, о границах закона, о том, как право влияет на общественную этику. |
2 | Н. Михалков «12» | Римейк фильма Люмета и спор с ним. Главная тема – парадоксы правового сознания в России. Этот фильм будет важен для возможного разговора о нравственности и праве в современной России. А также о том, как важен настоящий поступок. |
3 | В. Абдрашитов «Остановился поезд» | Фильм о несчастном случае, произошедшим по халатности и нежелании людей разбираться в причинах произошедшего. Это история о противостоянии воли и инертности. И это – другой взгляд на право и нравственность в России, по сравнению с Михалковым. |
4 | П. Уир «Общество мёртвых поэтов» | Фильм о педагоге-бунтаре в закрытой элитной американской школе. И ещё о том, как жизненно необходим диалог педагогов и родителей. Этот фильм можно обсудить с детьми и поговорить об ответственности в профессии педагога. |
5 | Д. Асанова «Ключ без права передачи» | Фильм о яркой учительнице, нарушившей этические правила школы. А ещё – о рутине и творчестве в школе. Как и «Общество мёртвых поэтов», этот фильм подойдёт для обсуждения с детской аудиторией. Он позволит поговорить об этике во взаимоотношениях педагога и ребёнка. |
6 | Д. Ганзель «Эксперимент 2.Волна» | Фильм о блестящем способе объяснения и опасности социальных экспериментов. Об опасности диктаторских наклонностей, о соблазне идеи избранности, об эффективном командообразовании. Как и фильмы Уира и Асановой, «Волну» стоит обсудить с детской аудиторией. |
7 | Ф. Вебер «Игрушка» | Фильм о ребёнке, усомнившемся во всемогущем отце и нашедшем нечаянного друга. А ещё – о всесилии денег. Фильм может стать замечательным предметом дискуссии, посвящённой взаимоотношениям детей, родителей, авторитетных педагогов, о сложностях и противоречиях в этих отношениях. |
8 | М. Ханеке «Скрытое» | Фильм о сжигающем чувстве вины и о межгенерационном конфликте. А также о проблеме мигрантов в Европе. Этот фильм следует обсуждать с детской аудиторией старшего возраста. Фильм позволяет коснуться темы ответственности детей за прошлое родителей. |
9 | А. Звягинцев «Возвращение» | Фильм о суровости отца и отцеборстве сына. У истории есть измерение религиозной притчи. Фильм можно обсудить с детской аудиторией и задуматься внутри этого обсуждения о том, как необычно могут сочетаться близость и отчуждённость детей и родителей. |
10 | А. Киаростами «Десять» | Фильм о положении женщины в современном иранском обществе. Снят как десять диалогов с владелицы машины с её попутчиками. Обсуждение этого фильма педагогом и детьми может затронуть тему противостояния традиционного воспитания. |
11 | Р. Бентон «Крамер против Крамера» | Фильм о положении женщины в Америке 1970-х. И ещё о жестокости судопроизводства. Фильм Бентона можно и нужно обсуждать с детской аудиторией, затрагивая темы ответственности родителей по отношению к детям и друг к другу. |
12 | Т. Малик «Древо жизни»
|
Фильм о кризисах семьи и их религиозной интерпретации.
И ещё – о восприятии чудесного в детстве. Дискуссия о том, как ребёнок воспринимает личности родителей и связанные с ними нравственные миры даёт возможность поразмышлять о сложности детского взгляда на мир, буквально м и р о-в о з з р е н и я. |
13 | А. Тарковский «Сталкер» | Фильм о смысле исполнении желаний и даре веры. О реальности чуда. Религиозно-философская притча. Разговор о «Сталкере» может стать важнейшим воспитательным событием в работе педагога. Разговор о чуде в жизни людей важен для укрупнения разговора о поступке и эмпатических связях людей. |
14 | И. Сабо «Мнения сторон» | Фильм о травме войны, об ответственности художника и проблеме компетентности и правомочности суда. А ещё – о природе музыки. Этот фильм следует обсуждать, предварительно прослушав музыкальные произведения в исполнении Фуртвенглера. Соотнесение личных музыкальных впечатлений с острыми этическими дилеммами придаст особую полноту разговору. |
15 | Ким Ки Дук «Весна, лето, осень, зима и снова весна»
|
Фильм о жизни буддистских монахов, о губительности чувства собственности. Религиозно-философская притча.
Фильм Ким Ки Дука замечателен как зрелище и загадочен как сказка. Его можно обсуждать с детской аудиторией старшего возраста и затронуть связь нашего повседневного поведения и этики отношения ко всему живому. |
16 | Д. Аль-Халили «Атом» | Фильм об истории исследований атома в ХХ веке. О том, как устроен атом и, следовательно, всё вокруг. Настоящее «очевидное невероятное». Увлекательно как детектив. Просмотр этого фильма с детской аудиторией и последующее обсуждение может натолкнуть на самые неожиданные соображения. Наука, которая имеет дело с неизведанным и таинственным – разговор о возможности чуда. Иной нежели в случае со «Сталкером», но не менее захватывающий. |
17 | Ж. Перрен «Океаны» | Фильм о многообразии жизни и способов существования в океане. И о чёрствости человека. Фантастические съёмки. Экологическая проблема может стать стержневой в обсуждении этого фильма. То, как человек любуется миром живого и то, что он готов сделать для этого мира – две величины, соотношение которых всё время меняется. |
18 | Л. Парфёнов «Российская империя»
|
Документальный сериал к 300-летию Петербурга.
Увлекательный рассказ о величии и трагедии империи. Масса интереснейших исторических деталей, позволяющих по-новому посмотреть на современную Россию. Фильм Парфёнова – история формирования самых разных ценностей в России: политических, моральных, повседневных. Интересно обсудить с детской аудиторией, что именно вызывает их гордость за прошлое страны. |
19 | С. Аранович «Сегодня премьера» | Фильм о подготовке спектакля по «Трём сёстрам» Чехова Георгием Товстоноговым в БДТ. Захватывающий рассказ о творческом процессе. Яркий показ высокой режиссёрской педагогики. Фильм Арановича – история создания театрального шедевра. Обсуждение этого процесса может натолкнуть на мысли о создании собственного продукта, о необходимости задействовать разные силы и возможности. |
20 | Е. Якович, А. Шишков «Прогулки с Бродским» | Фильм о прогулках и разговорах Иосифа Бродского и Евгения Рейна в Венеции. Время и пространство, любовь и творчество, Россия и мир. Всему находится место в диалоге поэтов. Разговор о поэзии и времени обостряет этические вопросы повседневной жизни человека. Об этом имеет смысл прочитать Нобелевскую лекцию Бродского, прежде, чем смотреть и обсуждать фильм. |